Чем выше растёт рынок, чем больше эйфории по поводу его роста и чем больше ему славословия, чем больше вокруг обывателей, которые, напевая под нос, собираются, и отправляются на работу со счастливыми лицами, тем больше всё это пугает тех, кто утруждает себя мышлением.
Ужасно не хочется констатировать очевидное, но акции, это не более чем претензии на будущие дивиденды компаний. По определению, чем выше они вырастают, тем менее привлекательными становятся.
На прошлой неделе я получил письмо от Джеффа Сеймура — бывшего инженера, переквалифицировавшегося в управляющего финансами.
Последние семь лет он изучал математику рыночных крахов. Он пришёл к выводу, что если смотреть на правильные индикаторы, то у вас есть хорошие шансы знать, чего ждать.
Вывод Сеймура таков: есть 9 индикаторов, за которыми надо наблюдать. Всего 9.
Они варьируются от индекса волатильности или «VIX,» меры на рынке опционов, Недельного Индекса опережающих индикаторов (WLI) Научно-исследовательского института экономических циклов, и до объёма акций, которые инсайдеры скидывают на рынке.
Он собрал их вместе, создав машину Судного дня, которую он назвал «Жаднометр» — и она может показать, насколько опасно беззаботным является рынок на любой момент времени.
Индикаторы этого жаднометра зашкаливали в сентябре 2000-го. И если вы читаете знаки, то могли выйти с рынка до краха, и спасти половину своих денег.
Индикаторы снова зашкаливали в мае 2007-го. И опять, если вы читаете знаки, то могли выйти до главного обвала.
Они зашкаливали снова в апреле 2011-го, как раз перед тем, как рынок упал ещё на 20 процентов.
Но ближе к делу. Индикатор жаднометра снова на пике.
На прошлой неделе он показывал 7900 из 8000 возможных.
VIX снижается. Инсайдерские продажи растут. Советники оптимистичны. Маржевой долг — объём, который инвесторы занимают для покупки акций — близок к пиковым рекордам 2007 года. А экономика слабеет.
В целом, говорит Сеймур, люди сейчас даже более жадны, самоуверенны и эйфористичны, чем они были в 2007 году. «Фондовый рынок умрёт в экстазе», говорит он.
Каждая отдельная мера может дать ложные результаты. Соберите их вместе, говорит он, и тогда всё изменится. С 1999 года девять этих индикаторов не давали ложной тревоги, и не упускали тревожных знаков.
Но последние тревожные предупреждения жаднометра не одиноки. Я заметил, что все тревожные сигналы бычьего рынка мигают грозными предупреждениями. Акции мелких компаний недавно достигли рекордных пиков. Обыватели окунаются в рынок акций. И каждый раз, когда я гляжу на экран рынка, не могу найти акций по хорошей стоимости. Все дороги.
Между тем, все, кого я знаю, кто предсказал последние два краха, по-настоящему медвежьи, тогда как быки их (снова) игнорируют. Это и ребята из GMO, фондового магазина в Бостоне, Роб Арнотт из Research Affiliates, и Джон Хассман из Hussman Funds, все они называют нынешние условия одними из самых худших в истории для инвестирования.
Да, они были мрачны уже некоторое время, и что из того? Единственная причина, почему рынок переживает бум, заключается в том, что председатель ФРС Бернанке и президент Европейского центробанка Марио Драги закачивают в мировую экономику любые объёмы, какие только та способна выдержать.
На прошлой неделе был опубликован Federal Reserve minutes, показывающий растущую обеспокоенность Комитета по открытым рынкам относительно свободной денежной политики. Некоторые члены комиссии громко вопрошали, не вызовут ли все эти деньги пузырь в финансовых активах, который может оказаться слишком рискованным.
У нас нет индикаторов обратного отсчёта до краха, и мы не знаем, когда всё это закончится, или, даже — как. Но этого уже достаточно, чтобы быть настороже.
перепост отсюда
А вот, что отмечают
разработчики прибора — работает только для американского рынка. Но работает.)