Электронные платежи. Под защитой закона о НПС
5 марта на портале iLearney прошла онлайн-конференция «<a href=«www.ilearney.com/conf/online-payments/»>Электронные платежи: безопасность превыше всего». Вопрос безопасности платежных систем и интернет-банкинга весьма актуальный. С каждым годом количество людей, совершающих оплаты через Интернет, в нашей стране растет, как и число случаев кибермошенничества. Конечно, деятельность платежных систем и интернет-банков в России регулируется Федеральным законом 161 «О национальной платежной системе», однако хочется также обезопасить себя самостоятельно.
В течение нескольких часов на вопросы участников онлайн-конференции отвечали эксперты:
Михаил Дьяков, IT-обозреватель информационного агентства Банки.ру
Александр Ямнов, Исполнительный директор Pay2Pay
Частный случай
Как вернуть денежные средства, списанные по технической ошибке со счета? Этот вопрос, пожалуй, самый важный для владельцев банковских карт. Сообщаем, что с начала 2014 года действует статья №9 Закона «О национальной платежной системе», которая регулирует условия возмещения несанкционированного списания денег. Как комментирует Михаил Дьяков, «для получения безусловного возмещения вы обязаны сообщить банку об инциденте в течение суток после списания. При этом банк обязан своевременно вас уведомить о факте списания, если он этого не сделал, вы должны получить возмещение в любом случае. Если банк своевременно уведомил вас о списании денег, но вы не смогли вовремя подать жалобу, остается два пути – добрая воля банка, либо суд (что долго, но действенно)».
А что делать, если сбой произошел во время оформления заказа в интернет-магазине? Здесь, прежде всего, нужно учитывать, на каком именно этапе оформления заказа произошел сбой. Если терминал оплаты не выдал чек, но деньги были перечислены в интернет-магазин, то за возвратом нужно обращаться именно в магазин. «Если имеется подтверждение оплаты (чек), но при этом средства не дошли до получателя, то следует обратиться в платежную систему для возврата платежа. Если произошел сбой работы терминала — средства были сняты без подтверждения и в магазин не поступили, то обращаться следует в службу технической поддержки терминальной сети», — продолжил Александр Ямнов.
Цена вопроса
С увеличением количества банков, выводящих свои сервисы в Интернет, становится очевидна растущая конкуренция между кредитными организациями. Как следствие, происходит сокращение или аннулирование оплаты банковских онлайн-услуг для клиентов. На самом деле, как рассказал Михаил Дьяков, это не совсем так: «Любая банковская услуга, в том числе интернет-банк, мобильный банк, СМС-оповещения, в конечном итоге финансируется за счет клиента». Что касается последнего сервиса, то здесь ждать отмены оплаты пока не стоит. По словам Дьякова, «с этого года все операторы связи сильно подняли цены на рассылку СМС для банков, эту проблему банкам еще предстоит решить».
При совершении платежа через терминал нередко нужно заплатить комиссию, которая в отдельных случаях может доходить до 25%. Лидеры данного рынка, например Qiwi и Элекснет, ограничивают размер комиссии на большинство платежей двумя процентами. Однако законодательно в России пока не регламентируется максимальный объем комиссии с зачислений, которые проводятся через терминалы оплаты. Единственное действующее ограничение – сумма единовременного платежа не должна превышать 15000 рублей. Чтобы не переплачивать, Александр Ямнов рекомендует для регулярных платежей, в частности для оплаты мобильного телефона, завести дебетовую карту и проводить платежи через нее – это быстро, удобно и практически всегда бесплатно. А высокие комиссии платежных терминалов он объясняет так: «Комиссии при оплате через терминал бывают непомерно высокими. Цена услуги складывается из стоимости лизинга/покупки самого терминала, его обслуживания, инкассации и заработка самого агента. На каждом этапе существуют издержки, к сожалению».
О перспективах
Важный фактор развития интернет-банкинга в России – взятый государством курс на снижение доли наличного оборота в 2012 году. В частности, Минфин РФ планирует ограничить объем наличных расчетов до 300 тысяч рублей в 2015 году. Конечно, по словам экспертов, данное ограничение определенно будет стимулировать развитие экваринга в стране. Однако, как сообщил Михаил Дьяков, «этот законопроект пока отложен и сложно сказать, будет ли в обозримом будущем принят».
В течение нескольких часов на вопросы участников онлайн-конференции отвечали эксперты:
Михаил Дьяков, IT-обозреватель информационного агентства Банки.ру
Александр Ямнов, Исполнительный директор Pay2Pay
Частный случай
Как вернуть денежные средства, списанные по технической ошибке со счета? Этот вопрос, пожалуй, самый важный для владельцев банковских карт. Сообщаем, что с начала 2014 года действует статья №9 Закона «О национальной платежной системе», которая регулирует условия возмещения несанкционированного списания денег. Как комментирует Михаил Дьяков, «для получения безусловного возмещения вы обязаны сообщить банку об инциденте в течение суток после списания. При этом банк обязан своевременно вас уведомить о факте списания, если он этого не сделал, вы должны получить возмещение в любом случае. Если банк своевременно уведомил вас о списании денег, но вы не смогли вовремя подать жалобу, остается два пути – добрая воля банка, либо суд (что долго, но действенно)».
А что делать, если сбой произошел во время оформления заказа в интернет-магазине? Здесь, прежде всего, нужно учитывать, на каком именно этапе оформления заказа произошел сбой. Если терминал оплаты не выдал чек, но деньги были перечислены в интернет-магазин, то за возвратом нужно обращаться именно в магазин. «Если имеется подтверждение оплаты (чек), но при этом средства не дошли до получателя, то следует обратиться в платежную систему для возврата платежа. Если произошел сбой работы терминала — средства были сняты без подтверждения и в магазин не поступили, то обращаться следует в службу технической поддержки терминальной сети», — продолжил Александр Ямнов.
Цена вопроса
С увеличением количества банков, выводящих свои сервисы в Интернет, становится очевидна растущая конкуренция между кредитными организациями. Как следствие, происходит сокращение или аннулирование оплаты банковских онлайн-услуг для клиентов. На самом деле, как рассказал Михаил Дьяков, это не совсем так: «Любая банковская услуга, в том числе интернет-банк, мобильный банк, СМС-оповещения, в конечном итоге финансируется за счет клиента». Что касается последнего сервиса, то здесь ждать отмены оплаты пока не стоит. По словам Дьякова, «с этого года все операторы связи сильно подняли цены на рассылку СМС для банков, эту проблему банкам еще предстоит решить».
При совершении платежа через терминал нередко нужно заплатить комиссию, которая в отдельных случаях может доходить до 25%. Лидеры данного рынка, например Qiwi и Элекснет, ограничивают размер комиссии на большинство платежей двумя процентами. Однако законодательно в России пока не регламентируется максимальный объем комиссии с зачислений, которые проводятся через терминалы оплаты. Единственное действующее ограничение – сумма единовременного платежа не должна превышать 15000 рублей. Чтобы не переплачивать, Александр Ямнов рекомендует для регулярных платежей, в частности для оплаты мобильного телефона, завести дебетовую карту и проводить платежи через нее – это быстро, удобно и практически всегда бесплатно. А высокие комиссии платежных терминалов он объясняет так: «Комиссии при оплате через терминал бывают непомерно высокими. Цена услуги складывается из стоимости лизинга/покупки самого терминала, его обслуживания, инкассации и заработка самого агента. На каждом этапе существуют издержки, к сожалению».
О перспективах
Важный фактор развития интернет-банкинга в России – взятый государством курс на снижение доли наличного оборота в 2012 году. В частности, Минфин РФ планирует ограничить объем наличных расчетов до 300 тысяч рублей в 2015 году. Конечно, по словам экспертов, данное ограничение определенно будет стимулировать развитие экваринга в стране. Однако, как сообщил Михаил Дьяков, «этот законопроект пока отложен и сложно сказать, будет ли в обозримом будущем принят».
0 комментариев