Русский метод обучения.
Образование – важный фактор экономического развития любой страны.
Было время когда русский метод обучения экспортировался в Европу и Америку, метод обучения, сформированный в МГТУ им Баумана в 19 веке, был заложен в процесс образования известного Массачусетского технологического университета.
Сейчас много критики уровня образования, но проблема выше: образование соответствует уровню потребителей образования: предприятий и учреждений.
А что требуется предприятиям с импортированными технологиями и сборочными производствами, которые составляют до 90 % экономики России?
Им требуются специалисты уровня ниже среднего с соотвестсвующей невысокой зарплатой.
Чем может ответить образование?
Например, в МГТУ им. Баумана предпринимаются усилия, чтобы переломить данную тенденцию. Недавно прошла конференция, посвещённая русскому методк обучения.
Бауманская статья с историческим экскурсом:
«Учебный мастер, а впоследствии преподаватель училища, Дмитрий Советкин несколько лет разрабатывал систему, закладывая в ней главный принцип обучения — «от простого к сложному», который на практике дополнялся коллекцией рабочих и измерительных инструментов и набором операционных моделей для разных специальностей. Любопытно, что некоторые инструменты были представлены в сильно увеличенных размерах (до 24 раз!).
Размеры влияния системы Советкина, — русской системы обучения ремеслам, на мировую систему образования впечатляют: в 1870 году училище на выставке в Петербурге удостоено золотой медали «за отличное выполнение всех выставленных предметов… и преимущественно за почин в весьма важном деле систематического обучения ремеслам, входящим в круг деятельности механиков…»; через 2 года получило 4 большие золотые медали «за выставленные учебные коллекции и машины…»; в 1873 году на Всемирной выставке в Вене училище за свои учебные пособия получает Медаль преуспевания. Вскоре училищу досталось золото в Филадельфии (1876) и в Париже (1878).
Система Советкина получила признание в Австрии, Германии, Франции и Швеции, но именно в США русскую методику обучения стали активно использовать в учебном процессе: например, в Массачусетском технологическом институте построили специальное здание для учебных мастерских, где вскоре появился набор учебных пособий, присланный из Москвы. Вслед за МТИ русской системой заинтересовались Пенсильванский и Вашингтонский университеты. Вскоре в Чикаго, Толедо и Балтиморе организовали школы по типу Массачусетских, а в 1885-м их примеру последовали Филадельфия и Омаха. Американцы считали, что русская система: «сберегает время и деньги» (Mass., Inst. of Technology – «The Russian system» shop wоrk instruction for engineers and machinists. Boston, Press of A.A. Kingman, 1876). Внедрение русской системы обучения в США принесло поразительные результаты: по результатам исследования Kauffman Foundation, эффект от MIT выпускников, создавших свое дело, таков – их совместный «бизнес» занял бы 17-ю строчку в рейтинге экономик в мире.
Пока еще не появилось исследование, посвященное экономическому «весу» выпускников нашего университета. Но стоит вспомнить двух легендарных инженеров – Владимира Шухова и Сергея Королева, — и сразу ощущается их весомый вклад в экономику России. Наверняка и нынешние выпускники, преуспевшие в бизнесе, могут помогать родному училищу, как помогали в давние времена: как писало Русское Слово 15 (2) августа 1901 года, состоялась закладка «здания лаборатории по механической технологии волокнистых веществ, сооружаемого на капитал в 100 000 рублей, пожертвованный потомственною почетной гражданкой Марией Федоровной Морозовой. Лаборатория будет носить имя покойного супруга жертвовательницы Т.С. Морозова». В училище учились многие представители династии, оставившие добрую память, но на здании нынешних факультетов МТ и ИБМ пока еще нет памятной доски об этом событии. А если она появится, то на ней можно высечь слова, которые часто повторяла Мария Федоровна, ссылаясь на мужа: Делай так, чтобы тебе было хорошо, а другим не было бы плохо.»
Письмо из MIT от 16.10.1876г. — о введении русской системы обучения ремеслам в преподавание
Перевод письма Д.Рункля — Делла-Восу от 30.08.1876
Было время когда русский метод обучения экспортировался в Европу и Америку, метод обучения, сформированный в МГТУ им Баумана в 19 веке, был заложен в процесс образования известного Массачусетского технологического университета.
Сейчас много критики уровня образования, но проблема выше: образование соответствует уровню потребителей образования: предприятий и учреждений.
А что требуется предприятиям с импортированными технологиями и сборочными производствами, которые составляют до 90 % экономики России?
Им требуются специалисты уровня ниже среднего с соотвестсвующей невысокой зарплатой.
Чем может ответить образование?
Например, в МГТУ им. Баумана предпринимаются усилия, чтобы переломить данную тенденцию. Недавно прошла конференция, посвещённая русскому методк обучения.
Бауманская статья с историческим экскурсом:
«Учебный мастер, а впоследствии преподаватель училища, Дмитрий Советкин несколько лет разрабатывал систему, закладывая в ней главный принцип обучения — «от простого к сложному», который на практике дополнялся коллекцией рабочих и измерительных инструментов и набором операционных моделей для разных специальностей. Любопытно, что некоторые инструменты были представлены в сильно увеличенных размерах (до 24 раз!).
Размеры влияния системы Советкина, — русской системы обучения ремеслам, на мировую систему образования впечатляют: в 1870 году училище на выставке в Петербурге удостоено золотой медали «за отличное выполнение всех выставленных предметов… и преимущественно за почин в весьма важном деле систематического обучения ремеслам, входящим в круг деятельности механиков…»; через 2 года получило 4 большие золотые медали «за выставленные учебные коллекции и машины…»; в 1873 году на Всемирной выставке в Вене училище за свои учебные пособия получает Медаль преуспевания. Вскоре училищу досталось золото в Филадельфии (1876) и в Париже (1878).
Система Советкина получила признание в Австрии, Германии, Франции и Швеции, но именно в США русскую методику обучения стали активно использовать в учебном процессе: например, в Массачусетском технологическом институте построили специальное здание для учебных мастерских, где вскоре появился набор учебных пособий, присланный из Москвы. Вслед за МТИ русской системой заинтересовались Пенсильванский и Вашингтонский университеты. Вскоре в Чикаго, Толедо и Балтиморе организовали школы по типу Массачусетских, а в 1885-м их примеру последовали Филадельфия и Омаха. Американцы считали, что русская система: «сберегает время и деньги» (Mass., Inst. of Technology – «The Russian system» shop wоrk instruction for engineers and machinists. Boston, Press of A.A. Kingman, 1876). Внедрение русской системы обучения в США принесло поразительные результаты: по результатам исследования Kauffman Foundation, эффект от MIT выпускников, создавших свое дело, таков – их совместный «бизнес» занял бы 17-ю строчку в рейтинге экономик в мире.
Пока еще не появилось исследование, посвященное экономическому «весу» выпускников нашего университета. Но стоит вспомнить двух легендарных инженеров – Владимира Шухова и Сергея Королева, — и сразу ощущается их весомый вклад в экономику России. Наверняка и нынешние выпускники, преуспевшие в бизнесе, могут помогать родному училищу, как помогали в давние времена: как писало Русское Слово 15 (2) августа 1901 года, состоялась закладка «здания лаборатории по механической технологии волокнистых веществ, сооружаемого на капитал в 100 000 рублей, пожертвованный потомственною почетной гражданкой Марией Федоровной Морозовой. Лаборатория будет носить имя покойного супруга жертвовательницы Т.С. Морозова». В училище учились многие представители династии, оставившие добрую память, но на здании нынешних факультетов МТ и ИБМ пока еще нет памятной доски об этом событии. А если она появится, то на ней можно высечь слова, которые часто повторяла Мария Федоровна, ссылаясь на мужа: Делай так, чтобы тебе было хорошо, а другим не было бы плохо.»
Письмо из MIT от 16.10.1876г. — о введении русской системы обучения ремеслам в преподавание
Перевод письма Д.Рункля — Делла-Восу от 30.08.1876
2 комментария
про узких специалистов не совсем согласен — предметов да было много, но тот же МГТУ, МГУ или НГУ — делали в итоге достаточно узких специалистов — реалии другого не позволяли. как говорили в Академии наук — последним физиком широкого профиля в мире был Лев Ландау, а было это уже очень давно… а ненавязчивый кругозор ещё никому не мешал.