Мягкая сила для трейдера: Будущее власти и бизнеса. часть 4.
Надеюсь это последняя часть)
В последние годы американская политика и политические институты стали более поляризованными, чем предполагает реальное многообразие общественного мнения. Экономический спад только усугубил ситуацию. Как отмечает The Economist, «американская политическая система была предназначена для того, чтобы сделать законодательную деятельность на федеральном уровне сложной, непростой… Таким образом, основная система работает, но это не является оправданием для того, чтобы игнорировать те области, где ее можно реформировать». Некоторые важные реформы – такие, как отказ от изменения границ избирательных округов для обеспечения гарантированных мест в Палате представителей или пересмотр правил Сената по блокированию законопроектов – не потребуют внесения поправок в Конституцию. Сможет ли американская политическая система реформировать себя и справиться с проблемами, описанными выше, – предстоит увидеть, но она не настолько ослаблена, как полагают критики, проводящие аналогии с внутренним упадком Рима и других империй.
Дебаты об упадке
Любые оценки американского могущества в ближайшие десятилетия остаются неопределенными, но анализу не способствуют и вводящие в заблуждение метафоры упадка. Сторонникам идеи упадка следует умерить пыл, вспомнив о том, насколько были преувеличены американские оценки мощи СССР в 1970-е и Японии в 1980-е годы. Настолько же ошибочными были идеи пророков однополярности, заявлявших 10 лет назад, что США обладают такой мощью, что могут делать все что угодно, а у остальных нет иного выбора, кроме как подчиниться. Сегодня некоторые уверенно предрекают, будто в XXI веке Китай заменит Соединенные Штаты как ведущую мировую державу, в то время как другие так же убедительно доказывают, что нынешнее столетие станет веком Америки. Но непредвиденные события часто разрушают подобные прогнозы. Потому что всегда существует не один, а несколько вариантов развития событий.
В отношении сопоставления США и Китая многое будет зависеть от будущих политических изменений в КНР. Если исключить возможность политического переворота, объем и высокие темпы экономического роста, несомненно, увеличат относительную силу Китая в сравнении с Соединенными Штатами. Это приблизит Пекин к Америке по властным ресурсам, но совершенно не обязательно будет означать, что он превзойдет США как самую влиятельную мировую державу – даже если Китай избежит крупных внутренних политических потрясений. Прогнозы, основанные только на росте ВВП, однобоки. Они не учитывают преимущества американцев в военной и «мягкой» силе, а также неблагоприятные факторы геополитического положения Китая в балансе сил в Азии.
Среди многообразия сценариев будущего наиболее вероятны те, где Китай составляет конкуренцию Соединенным Штатам в сфере финансов, но не превосходит их по общей мощи в первой половине нынешнего столетия. Оглядываясь на историю, британский стратег Лоуренс Фридман отмечал, что Америка обладает «двумя характерными чертами, которые отличают ее от доминирующих великих держав прошлого: американская мощь основана скорее на альянсах, а не на колониях, и она связана с гибкой идеологией… Вместе они обеспечивают основу отношений и ценностей, к которым Америка может вернуться даже после чрезмерного перенапряжения». Глядя в будущее, политолог Анн-Мари Слотер полагает, что культура открытости и инноваций позволит Соединенным Штатам сохранить центральное положение в мире, где сетевые структуры дополняют, если не полностью заменяют иерархическую власть.
Если США будут придерживаться разумных стратегий, они смогут использовать такие сети и альянсы с выгодой для себя. Япония, озабоченная усилением Китая, скорее будет искать поддержки Вашингтона для защиты своей независимости, чем заключать союз с Пекином. Это укрепляет позиции Соединенных Штатов. Если американцы не будут действовать глупо по отношению к Японии, Восточную Азию, связанную союзническими отношениями, вряд ли можно считать вероятным кандидатом на то, что там возобладает линия на вытеснение США. Важно, что два образования в мире, сопоставимые с Соединенными Штатами по уровню развития экономики и подушевому доходу, – Евросоюз и Япония – являются союзниками США. В терминах традиционного реализма, который исходит из баланса сил, это серьезно увеличивает чистую американскую мощь. А если рассматривать ее с точки зрения игры не с нулевой, а с позитивной суммой, то есть осуществления власти не над другими странами, а совместно с ними, Европа и Япония обеспечивают наибольший объем ресурсов для решения общих транснациональных проблем. Хотя их интересы не всегда совпадают с американскими, они обладают пересекающимися социальными и правительственными сетями, что дает возможности для сотрудничества.
В отношении абсолютного, а не относительного упадка Соединенным Штатам придется столкнуться с серьезными проблемами в таких сферах, как обслуживание долга, среднее образование и найти выход из политического тупика. Но это только часть картины. Из многочисленных вариантов будущего должны быть взяты наиболее сильные положения для реализации позитивных, а не негативных сценариев. Но среди негативных вариантов наиболее вероятен тот, в котором США в ответ на террористические атаки отгораживаются, лишившись силы, которую дает открытость. Однако если исключить подобные ошибочные стратегии, существуют способы решения основных сегодняшних проблем Америки. (Например, проблему долгосрочного долга можно решить после восстановления экономики, сократив расходы и введя потребительские налоги, которые обеспечат долговые выплаты.) Разумеется, такие решения могут навсегда остаться недостижимыми. Но важно различать безнадежные ситуации, из которых нет выхода, и те случаи, когда в принципе решение можно найти. В конце концов, сто лет назад двухпартийные реформы Прогрессивной эры (период политики реформизма 1900–1917 гг., которую проводили президенты Теодор Рузвельт и Вудро Вильсон. – Ред.) возродили страну, переживавшую серьезный кризис.
Новый нарратив
Пришло время по-новому взглянуть на то, каким должно быть будущее мощи США. Описание перехода власти в XXI веке как традиционного случая упадка гегемонии является некорректным и может привести к опасным политическим последствиям, если заставит Китай участвовать в политических авантюрах или вынудит американцев действовать, руководствуясь страхом. Соединенные Штаты не переживают абсолютный упадок, а в относительном смысле существует достаточно большая вероятность того, что в ближайшие десятилетия Америка по-прежнему будет более влиятельной, чем любое другое государство.
В то же время страна, безусловно, столкнется с увеличением властных ресурсов многих других акторов – как государств, так и негосударственных образований. Поскольку благодаря глобализации технологические возможности будут распространяться, а информационные технологии позволят общаться большему числу людей, американская культура и американская экономика продолжат доминировать в мире в той же степени, как в начале этого столетия. Тем не менее, вряд ли США будут разрушаться, как Древний Рим, или Америку превзойдет другое государство, включая Китай.
Таким образом, проблема американской власти в XXI веке – это не упадок, а выбор модели поведения в свете осознания того, что даже крупнейшая страна не способна достичь желаемого результата без помощи других. Растущее число вызовов заставит Соединенные Штаты использовать свою власть вместе с другими так же, как и власть над другими. Для этого, в свою очередь, необходимо более глубокое понимание власти, ее изменений и того, как строить стратегии «умной силы», которые сочетают «жесткие» и «мягкие» ресурсы в информационную эпоху. Способность поддерживать союзы и создавать сети будет важным аспектом «жесткой» и «мягкой» силы.
Мощь по своей сути не является хорошей или плохой. Это как калории при диете: больше не всегда значит лучше. Если у страны слишком мало властных ресурсов, она вряд ли добьется благоприятного для нее результата. Но слишком большая власть (в смысле ресурсов) часто оказывалась проклятием, поскольку вела к самоуверенности и неадекватным стратегиям. Давид поборол Голиафа, потому что превосходящая сила Голиафа побудила его выбрать ошибочную стратегию, что, в свою очередь, привело к его поражению и смерти. Термин «умная сила» в XXI веке не подразумевает максимизацию власти или сохранение гегемонии. Речь идет о поиске путей для сочетания ресурсов в успешных стратегиях в новом контексте распыления власти и «подъема остального мира».
Как крупнейшая держава США сохранят важную роль в глобальной политике, но неправильно оценивать XXI век как столетие американского господства либо упадка, когда речь идет об определении типа необходимых подходов. В ближайшие десятилетия мы вряд ли увидим постамериканский мир, но Соединенным Штатам потребуется умная стратегия, в которой сочетаются ресурсы «жесткой» и «мягкой» силы, а особое значение придается альянсам и сетям, чутко реагирующим на новый контекст глобальной информационной эпохи
таки извиняюсь, не нашёл как разместить такой длинный текст одним топиком)
В последние годы американская политика и политические институты стали более поляризованными, чем предполагает реальное многообразие общественного мнения. Экономический спад только усугубил ситуацию. Как отмечает The Economist, «американская политическая система была предназначена для того, чтобы сделать законодательную деятельность на федеральном уровне сложной, непростой… Таким образом, основная система работает, но это не является оправданием для того, чтобы игнорировать те области, где ее можно реформировать». Некоторые важные реформы – такие, как отказ от изменения границ избирательных округов для обеспечения гарантированных мест в Палате представителей или пересмотр правил Сената по блокированию законопроектов – не потребуют внесения поправок в Конституцию. Сможет ли американская политическая система реформировать себя и справиться с проблемами, описанными выше, – предстоит увидеть, но она не настолько ослаблена, как полагают критики, проводящие аналогии с внутренним упадком Рима и других империй.
Дебаты об упадке
Любые оценки американского могущества в ближайшие десятилетия остаются неопределенными, но анализу не способствуют и вводящие в заблуждение метафоры упадка. Сторонникам идеи упадка следует умерить пыл, вспомнив о том, насколько были преувеличены американские оценки мощи СССР в 1970-е и Японии в 1980-е годы. Настолько же ошибочными были идеи пророков однополярности, заявлявших 10 лет назад, что США обладают такой мощью, что могут делать все что угодно, а у остальных нет иного выбора, кроме как подчиниться. Сегодня некоторые уверенно предрекают, будто в XXI веке Китай заменит Соединенные Штаты как ведущую мировую державу, в то время как другие так же убедительно доказывают, что нынешнее столетие станет веком Америки. Но непредвиденные события часто разрушают подобные прогнозы. Потому что всегда существует не один, а несколько вариантов развития событий.
В отношении сопоставления США и Китая многое будет зависеть от будущих политических изменений в КНР. Если исключить возможность политического переворота, объем и высокие темпы экономического роста, несомненно, увеличат относительную силу Китая в сравнении с Соединенными Штатами. Это приблизит Пекин к Америке по властным ресурсам, но совершенно не обязательно будет означать, что он превзойдет США как самую влиятельную мировую державу – даже если Китай избежит крупных внутренних политических потрясений. Прогнозы, основанные только на росте ВВП, однобоки. Они не учитывают преимущества американцев в военной и «мягкой» силе, а также неблагоприятные факторы геополитического положения Китая в балансе сил в Азии.
Среди многообразия сценариев будущего наиболее вероятны те, где Китай составляет конкуренцию Соединенным Штатам в сфере финансов, но не превосходит их по общей мощи в первой половине нынешнего столетия. Оглядываясь на историю, британский стратег Лоуренс Фридман отмечал, что Америка обладает «двумя характерными чертами, которые отличают ее от доминирующих великих держав прошлого: американская мощь основана скорее на альянсах, а не на колониях, и она связана с гибкой идеологией… Вместе они обеспечивают основу отношений и ценностей, к которым Америка может вернуться даже после чрезмерного перенапряжения». Глядя в будущее, политолог Анн-Мари Слотер полагает, что культура открытости и инноваций позволит Соединенным Штатам сохранить центральное положение в мире, где сетевые структуры дополняют, если не полностью заменяют иерархическую власть.
Если США будут придерживаться разумных стратегий, они смогут использовать такие сети и альянсы с выгодой для себя. Япония, озабоченная усилением Китая, скорее будет искать поддержки Вашингтона для защиты своей независимости, чем заключать союз с Пекином. Это укрепляет позиции Соединенных Штатов. Если американцы не будут действовать глупо по отношению к Японии, Восточную Азию, связанную союзническими отношениями, вряд ли можно считать вероятным кандидатом на то, что там возобладает линия на вытеснение США. Важно, что два образования в мире, сопоставимые с Соединенными Штатами по уровню развития экономики и подушевому доходу, – Евросоюз и Япония – являются союзниками США. В терминах традиционного реализма, который исходит из баланса сил, это серьезно увеличивает чистую американскую мощь. А если рассматривать ее с точки зрения игры не с нулевой, а с позитивной суммой, то есть осуществления власти не над другими странами, а совместно с ними, Европа и Япония обеспечивают наибольший объем ресурсов для решения общих транснациональных проблем. Хотя их интересы не всегда совпадают с американскими, они обладают пересекающимися социальными и правительственными сетями, что дает возможности для сотрудничества.
В отношении абсолютного, а не относительного упадка Соединенным Штатам придется столкнуться с серьезными проблемами в таких сферах, как обслуживание долга, среднее образование и найти выход из политического тупика. Но это только часть картины. Из многочисленных вариантов будущего должны быть взяты наиболее сильные положения для реализации позитивных, а не негативных сценариев. Но среди негативных вариантов наиболее вероятен тот, в котором США в ответ на террористические атаки отгораживаются, лишившись силы, которую дает открытость. Однако если исключить подобные ошибочные стратегии, существуют способы решения основных сегодняшних проблем Америки. (Например, проблему долгосрочного долга можно решить после восстановления экономики, сократив расходы и введя потребительские налоги, которые обеспечат долговые выплаты.) Разумеется, такие решения могут навсегда остаться недостижимыми. Но важно различать безнадежные ситуации, из которых нет выхода, и те случаи, когда в принципе решение можно найти. В конце концов, сто лет назад двухпартийные реформы Прогрессивной эры (период политики реформизма 1900–1917 гг., которую проводили президенты Теодор Рузвельт и Вудро Вильсон. – Ред.) возродили страну, переживавшую серьезный кризис.
Новый нарратив
Пришло время по-новому взглянуть на то, каким должно быть будущее мощи США. Описание перехода власти в XXI веке как традиционного случая упадка гегемонии является некорректным и может привести к опасным политическим последствиям, если заставит Китай участвовать в политических авантюрах или вынудит американцев действовать, руководствуясь страхом. Соединенные Штаты не переживают абсолютный упадок, а в относительном смысле существует достаточно большая вероятность того, что в ближайшие десятилетия Америка по-прежнему будет более влиятельной, чем любое другое государство.
В то же время страна, безусловно, столкнется с увеличением властных ресурсов многих других акторов – как государств, так и негосударственных образований. Поскольку благодаря глобализации технологические возможности будут распространяться, а информационные технологии позволят общаться большему числу людей, американская культура и американская экономика продолжат доминировать в мире в той же степени, как в начале этого столетия. Тем не менее, вряд ли США будут разрушаться, как Древний Рим, или Америку превзойдет другое государство, включая Китай.
Таким образом, проблема американской власти в XXI веке – это не упадок, а выбор модели поведения в свете осознания того, что даже крупнейшая страна не способна достичь желаемого результата без помощи других. Растущее число вызовов заставит Соединенные Штаты использовать свою власть вместе с другими так же, как и власть над другими. Для этого, в свою очередь, необходимо более глубокое понимание власти, ее изменений и того, как строить стратегии «умной силы», которые сочетают «жесткие» и «мягкие» ресурсы в информационную эпоху. Способность поддерживать союзы и создавать сети будет важным аспектом «жесткой» и «мягкой» силы.
Мощь по своей сути не является хорошей или плохой. Это как калории при диете: больше не всегда значит лучше. Если у страны слишком мало властных ресурсов, она вряд ли добьется благоприятного для нее результата. Но слишком большая власть (в смысле ресурсов) часто оказывалась проклятием, поскольку вела к самоуверенности и неадекватным стратегиям. Давид поборол Голиафа, потому что превосходящая сила Голиафа побудила его выбрать ошибочную стратегию, что, в свою очередь, привело к его поражению и смерти. Термин «умная сила» в XXI веке не подразумевает максимизацию власти или сохранение гегемонии. Речь идет о поиске путей для сочетания ресурсов в успешных стратегиях в новом контексте распыления власти и «подъема остального мира».
Как крупнейшая держава США сохранят важную роль в глобальной политике, но неправильно оценивать XXI век как столетие американского господства либо упадка, когда речь идет об определении типа необходимых подходов. В ближайшие десятилетия мы вряд ли увидим постамериканский мир, но Соединенным Штатам потребуется умная стратегия, в которой сочетаются ресурсы «жесткой» и «мягкой» силы, а особое значение придается альянсам и сетям, чутко реагирующим на новый контекст глобальной информационной эпохи
таки извиняюсь, не нашёл как разместить такой длинный текст одним топиком)
1 комментарий