Scott Patterson, "The Quants" - 6. Начало было на Комоне.
Глава 2. Крестный отец: Эд Торп
Было раннее субботнее утро 1961 года, около 5 часов утра. Солнце уже начало освещать маленькое дешевое казино в Рино, штат Невада. Но внутри был, как всегда, полумрак, тускло освещаемый неоновыми огнями. За столом для блэкджека сидел только один игрок, в минусе на сотню долларов и смертельно уставший. Эд Торп держался из последних сил, но не хотел уходить.
— Можете раздать мне на две руки? – спросил он крупье, желая как-то ускорить игру.
— Нет, не могу, — ответила девушка, — Политика казино не позволяет.
Торп напрягся.
— Но с другими крупье я всю ночь играл на двух руках, — попытался возразить он.
— Игра на двух руках не позволяет другим игрокам участвовать в игре, — равнодушно ответила она, тасуя колоду.
Торп оглядел пустое казино. Она будет делать все, лишь бы не дать мне выиграть.
Крупье начала быстро, с громким треском, метать карты. Наконец, Торп увидел, что настал момент преимущества, которого он так долго ждал. Наконец-то – может быть – у него появился шанс доказать на практике, в реальном казино, что его система для блэкджека работает. Двадцати восьми лет от роду, темноволосый, с привычкой говорить через уголок рта, Торп внешне ничем не отличался от тысяч таких же молодых людей, постоянно околачивающихся в казино Невады в надежде сорвать куш. Но все же Торп был другим. Он был настоящим гением, обладателем докторской степени по физике от UCLA, профессором Массачусетского технологического института, экспертом по разработке выигрышных стратегий в любую игру, от баккары до блэк-джека.
Ночь постепенно перетекала в утро, а Торп продолжал ставить понемногу, гоняя туда-сюда ставки по 1-2 доллара. Он шлифовал систему, выискивая в ней скрытые изъяны. Видимых недостатков он не находил, но, тем не менее, его кучка фишек медленно таяла. Сегодня госпожа Удача отвернулась от него. Но это было лишь временно. Все вот-вот должно было измениться. Ни о какой удаче речи не шло – здесь была чистая математика.
Главной движущей силой системы Торпа, основанной на сложных математических выкладках и сотнях часов компьютерных вычислений, был подсчет количества 10-очковых карт, вышедших из колоды. В блэкджеке все «картинки» — короли, дамы и валеты – считаются за 10 очков, как и четыре десятки, присутствующие в стандартной колоде из 52 карт. Торп рассчитал, что, при достижении определенного отношения оставшихся в колоде 10-очковых карт ко всем остальным, вероятности в игре смещаются в пользу игрока. Например, один из факторов – рост вероятности перебора у дилера, который обязан брать карту, имея на руках меньше 17 очков. Другими словами, чем больше колода нагружена десятками, тем выше шансы Торпа на выигрыш. Стратегия Торпа с десятками (она стала известна под именем стратегии «hi-lo») являла собой революцию в стратегиях подсчета карт.
Несмотря на то, что у него могло быть никакой уверенности в том, какая карта выйдет следующей, он точно знал, что на его стороне статистическое преимущество, основанное на одном из фундаментальных правил теории вероятностей: законе больших чисел. Это правило гласит, что при увеличении выборки (будь то количество подбрасываний монеты или раздач в блэкджеке) ожидаемая средняя величина становится все более определенной. При десяти подбрасываниях монеты вы запросто можете получить 7 орлов и 3 решки – соотношение 70-30%. Но, подбросив монету десять тысяч раз, вы наверняка получите соотношение гораздо ближе к 50-50. Для Торпа в его стратегии это означало, что, имея статистическое преимущество, он мог проиграть несколько раздач, но играя достаточно много, в итоге он должен был выиграть – если, конечно, до тех пор у него не закончатся фишки.
Изможденно наблюдая за вылетающими на стол картами, Торп видел, что игра наконец-то пошла в его пользу. В колоде было полно «картинок». Пора. Он поднял ставку до 4 долларов и выиграл. Добавил и снова выиграл. Он мог точно сказать, что его шансы значительно улучшились. После очередного выигрыша у него уже было 16 долларов, быстро превратившиеся в 32 на уже следующей руке. Торп решил притормозить и забрать из игры 12 долларов. Поставил 20 – и выиграл. Он продолжил ставить по 20 и продолжал выигрывать. Он быстро отбил проигранные 100 долларов и выиграл немного сверху. Все, пора заканчивать.
Торп сгреб свой выигрыш и направился к выходу. Оглянувшись на крупье, он увидел на ее лице странную смесь злости и благоговейного страха, как будто она вдруг увидела что-то странное, что-то невозможное и необъяснимое.
Торп, однако, доказал, что это вовсе не невозможно. Это было реальностью. Система работала. Он ухмыльнулся, выходя из казино навстречу невадскому рассвету. Он только что обыграл дилера.
Победа Торпа этим утром была лишь началом. Вскоре он включился в гораздо более серьезную игру, игру против жирных котов Уолл-Стрит, где его математические способности позволили ему выигрывать уже другие сотни – сотни миллионов долларов. Торп был первым квантом, первопроходцем, проложившим путь для новой породы трейдеров-математиков, которые, десятилетия спустя, стали править Уолл-Стрит – и чуть не угробили ее.
В самом деле, многие из важнейших революционных прорывов в истории квантов были обязаны своим рождением этому хулигану-математику, одному из первых, кто научился использовать чистую математику для того, чтобы делать деньги – сначала за карточными столами Лас Вегаса, а потом и в глобальном казино под названием Уолл-Стрит. Без Торпа, пожалуй, это сборище финансовых титанов – Гриффина, Мюллера, Эснесса, Вайнштайна и других – в гостинице St. Regis мартовской ночью 2006 года могло бы и не состояться.
Было раннее субботнее утро 1961 года, около 5 часов утра. Солнце уже начало освещать маленькое дешевое казино в Рино, штат Невада. Но внутри был, как всегда, полумрак, тускло освещаемый неоновыми огнями. За столом для блэкджека сидел только один игрок, в минусе на сотню долларов и смертельно уставший. Эд Торп держался из последних сил, но не хотел уходить.
— Можете раздать мне на две руки? – спросил он крупье, желая как-то ускорить игру.
— Нет, не могу, — ответила девушка, — Политика казино не позволяет.
Торп напрягся.
— Но с другими крупье я всю ночь играл на двух руках, — попытался возразить он.
— Игра на двух руках не позволяет другим игрокам участвовать в игре, — равнодушно ответила она, тасуя колоду.
Торп оглядел пустое казино. Она будет делать все, лишь бы не дать мне выиграть.
Крупье начала быстро, с громким треском, метать карты. Наконец, Торп увидел, что настал момент преимущества, которого он так долго ждал. Наконец-то – может быть – у него появился шанс доказать на практике, в реальном казино, что его система для блэкджека работает. Двадцати восьми лет от роду, темноволосый, с привычкой говорить через уголок рта, Торп внешне ничем не отличался от тысяч таких же молодых людей, постоянно околачивающихся в казино Невады в надежде сорвать куш. Но все же Торп был другим. Он был настоящим гением, обладателем докторской степени по физике от UCLA, профессором Массачусетского технологического института, экспертом по разработке выигрышных стратегий в любую игру, от баккары до блэк-джека.
Ночь постепенно перетекала в утро, а Торп продолжал ставить понемногу, гоняя туда-сюда ставки по 1-2 доллара. Он шлифовал систему, выискивая в ней скрытые изъяны. Видимых недостатков он не находил, но, тем не менее, его кучка фишек медленно таяла. Сегодня госпожа Удача отвернулась от него. Но это было лишь временно. Все вот-вот должно было измениться. Ни о какой удаче речи не шло – здесь была чистая математика.
Главной движущей силой системы Торпа, основанной на сложных математических выкладках и сотнях часов компьютерных вычислений, был подсчет количества 10-очковых карт, вышедших из колоды. В блэкджеке все «картинки» — короли, дамы и валеты – считаются за 10 очков, как и четыре десятки, присутствующие в стандартной колоде из 52 карт. Торп рассчитал, что, при достижении определенного отношения оставшихся в колоде 10-очковых карт ко всем остальным, вероятности в игре смещаются в пользу игрока. Например, один из факторов – рост вероятности перебора у дилера, который обязан брать карту, имея на руках меньше 17 очков. Другими словами, чем больше колода нагружена десятками, тем выше шансы Торпа на выигрыш. Стратегия Торпа с десятками (она стала известна под именем стратегии «hi-lo») являла собой революцию в стратегиях подсчета карт.
Несмотря на то, что у него могло быть никакой уверенности в том, какая карта выйдет следующей, он точно знал, что на его стороне статистическое преимущество, основанное на одном из фундаментальных правил теории вероятностей: законе больших чисел. Это правило гласит, что при увеличении выборки (будь то количество подбрасываний монеты или раздач в блэкджеке) ожидаемая средняя величина становится все более определенной. При десяти подбрасываниях монеты вы запросто можете получить 7 орлов и 3 решки – соотношение 70-30%. Но, подбросив монету десять тысяч раз, вы наверняка получите соотношение гораздо ближе к 50-50. Для Торпа в его стратегии это означало, что, имея статистическое преимущество, он мог проиграть несколько раздач, но играя достаточно много, в итоге он должен был выиграть – если, конечно, до тех пор у него не закончатся фишки.
Изможденно наблюдая за вылетающими на стол картами, Торп видел, что игра наконец-то пошла в его пользу. В колоде было полно «картинок». Пора. Он поднял ставку до 4 долларов и выиграл. Добавил и снова выиграл. Он мог точно сказать, что его шансы значительно улучшились. После очередного выигрыша у него уже было 16 долларов, быстро превратившиеся в 32 на уже следующей руке. Торп решил притормозить и забрать из игры 12 долларов. Поставил 20 – и выиграл. Он продолжил ставить по 20 и продолжал выигрывать. Он быстро отбил проигранные 100 долларов и выиграл немного сверху. Все, пора заканчивать.
Торп сгреб свой выигрыш и направился к выходу. Оглянувшись на крупье, он увидел на ее лице странную смесь злости и благоговейного страха, как будто она вдруг увидела что-то странное, что-то невозможное и необъяснимое.
Торп, однако, доказал, что это вовсе не невозможно. Это было реальностью. Система работала. Он ухмыльнулся, выходя из казино навстречу невадскому рассвету. Он только что обыграл дилера.
Победа Торпа этим утром была лишь началом. Вскоре он включился в гораздо более серьезную игру, игру против жирных котов Уолл-Стрит, где его математические способности позволили ему выигрывать уже другие сотни – сотни миллионов долларов. Торп был первым квантом, первопроходцем, проложившим путь для новой породы трейдеров-математиков, которые, десятилетия спустя, стали править Уолл-Стрит – и чуть не угробили ее.
В самом деле, многие из важнейших революционных прорывов в истории квантов были обязаны своим рождением этому хулигану-математику, одному из первых, кто научился использовать чистую математику для того, чтобы делать деньги – сначала за карточными столами Лас Вегаса, а потом и в глобальном казино под названием Уолл-Стрит. Без Торпа, пожалуй, это сборище финансовых титанов – Гриффина, Мюллера, Эснесса, Вайнштайна и других – в гостинице St. Regis мартовской ночью 2006 года могло бы и не состояться.
3 комментария