В шестидесятые годы прошлого века у родителей очень популярным увлечением было обучение деток музыкальной грамоте, при этом покупалось дорогущее пианино, ребенок отправлялся обучаться на фортепиано. Не миновала, сея чаша и меня, тем более этому способствовали некоторые родственные связи. Учили меня хорошо, учителя старались… Технику игры я освоил быстро и до сих пор способен воспроизвести гаммы, но отсутствие у меня «музыкального слуха» практически на нет, сводило все обучение. Кто обучался, тот знает, сольфеджио – вот критерий оценки способности к обучению, особенно диктанты.
Вот здесь для меня было, даже не скажу «пол — потолок», гораздо больше. Немного повзрослев, я прекратил эти безобразия и на долго забыл про музыкальный слух.
А лет через 35-40, пообщавшись с молодыми людьми, понял, что слух бывает не только музыкальным, но и к, примеру, «математическим». Ну не «слышат» некоторые люди математики, и объяснять стандартно бесполезно, а главное не нужно. Они спокойно могут решать стандартные простые задачи, освоив простую технику, а в жизни больше и не нужно. И тут вспомнилось, что и русский язык требует «соответствующего слуха». Не всего в процессе особенно быстрого письма, люди знающие правила, пишут с меньшим числом ошибок, чем люди, которые просто «правильно слышат написание». Вспомнилось, что хороший автомастер на слух определяет дефекты авто и многое другое, где люди «слышат» что-то гораздо лучше чем другие ребята. Часто про таких говорят, что у них чутьё, дар, видение, но мне больше нравится сравнение со «специальным слухом». Человек, обладающий таким «специальным слухом», может значительно преуспеть в деятельности, где этот слух проявляется и верно обратное, если нет слуха специального, то и перспективы будут аховые. Процесс отбора людей, обладающих специальными способностями, в конце прошлого века широко муссировался и в научных кругах. В этот период создавались специальные тесты, позволяющие проводить, в том числе профессиональную ориентацию, выявлять склонность к различным сферам деятельности. Сейчас, я что-то не слышу о таких экспериментах, видимо пресловутая толерантность задавила. А совсем недавно, когда наш теннис был в лидерах, Ш. Тарпищев говорил, что на уровне сборной отбор ведется на уровне папиллярных линий.
Конечно, многие будут ёрничать и вспоминать шестое чувство советского народа, но проблема отбора весьма актуальна и особенно на рынке. Следует предположить, что есть и, так сказать, «фондовый слух» или «рыночный слух». Зная заранее уровень своего
«фондового слуха», может быть, многие и не будут рисковать своим капиталом, или организуют работу таким образом, чтобы получить меньшие потери. Проблему « о том, что трейдинг подходит далеко не всем…» недавно поднимал и АМГ
smart- lab.ru/blog/96877.php
Конечно «фондовый слух» синтетическое чувство, думаю, здесь есть и генетические основы и априорные, и основанные на математических занятиях и т.п. К сожалению, на исследования сослаться не могу, полагаю, что этот слух поддается, в той или иной мере, развитию, но и верно будет предположить, что велика и доля, заложенная при рождении.
Людей, обладающих таким «фондовым слухом», вполне резонно сравнить с людьми обладающих «музыкальным слухом». А такие люди занимаются всем чем угодно, они могут быть композиторами, певцами, музыкальными критиками, ведущими, артистами, да и просто любителями, но при этом могут и «выстрелить» на музпоприще – инет тому свидетель. Конечно, вы скажите, а так же попса, но там тоже кто-то обязательно имеет музыкальный слух, пусть и звукооператор.
Многие из них имели и хорошее образование, и классные инструменты, ног при всем при этом, они имели абсолютный музыкальный слух. Конечно, некоторые музыканты могут не иметь образования, не знать нот и, вообще, быть слепыми, а гениальные и глухими, при этом мы понимаем, что то, что они делали и делают это здорово.
На рынке тоже есть и различные инструменты, и показатели, которые можно ассоциировать с нотами и другими атрибутами музыкальной отрасли, остается только выяснить, кто обладает «фондовым слухом». Понятно, что на рынке сыграть достойно может только игрок, обладающий хорошим «фондовым слухом». А вопрос использования тех или иных нот, инструментов можно считать чисто техническим. И здесь встает вопрос оценки, кто сыграл отлично? Внешне практически невозможно сравнить финансовые результаты, остается определять наличие «фондового слуха» по каким-то другим параметрам. Один вопрос как определить наличие такого слуха у человека, вещающего посредством компа — это с одной стороны, а с другой необходимо проверить себя, как трейдера или аналитика, на наличие фондового слуха. Какими параметрами это можно измерить? Возможно, как это можно почувствовать, что такой слух есть?
И вообще, как вы считаете, у кого есть такой « фондовый слух»?