Компания Fiat договорилась о покупке второй половины американской Chrysler, что позволит итальянцам войти в десятку крупнейших производителей легковых автомобилей в мире. Именно под руководством итальянских менеджеров Chrysler вернулся к жизни после кризиса и банкротства, так что завершение сделки было вопросом цены и времени. Своими действиями в Америке Fiat показал другим европейским компаниям, как надо работать в условиях стагнации на «родном» рынке.
Fiat почти с самого своего основания — 1899 года — всегда интересовался не только местным рынком, но и зарубежными. Уже в самом начале XX века Fiat под руководством своего основателя и управляющего Джованни Аньелли начал экспорт автомобилей в США. За год до революции в Российской империи итальянцы построили завод и в Москве — «Автомобильное Московское Общество» успело до прихода к власти большевиков собрать больше тысячи грузовиков.
Джованни Аньелли понимал диверсификацию бизнеса не только как увеличение рынков сбыта, но и как разнообразие товаров: если начинался Fiat как автомобильная компания, то довольно скоро он стал производить и двигатели, и военные самолеты, и пулеметы. Во время Второй мировой войны Fiat работал на режим Бенито Муссолини, и неудивительно, что после 1945 года Аньелли и его семью отстранили от управления одним из крупнейших итальянских конгломератов.
Родственники основателя Fiat снова заняли руководящие позиции в компании в 1963 году, когда внук Джованни — Джанни Аньелли — стал сначала главным управляющим, а через три года занял пост президента. Джанни, который руководил Fiat до 1996 года, кардинально изменил систему управления компанией. Он отказался от прежней политики централизованного принятия решений, которая была эффективной до войны (если, конечно, не считать издержек типа забастовок под руководством Пальмиро Тольятти и Антонио Грамши), но стала тормозить зарубежное развитие Fiat в 1960-х.
Новые методы руководства быстро принесли свои плоды. В 1967 году Fiat осуществил первое поглощение, купив итальянского автопроизводителя Autobianchi. Сделка помогла Fiat обойти крупнейшего европейского конкурента Volkswagen по выпуску автомобилей. Уже тогда пресса предсказывала, что со временем итальянская компания сможет потягаться с лидерами мирового авторынка из Детройта: Ford, General Motors и Chrysler («большая тройка»). В 1969 году Fiat приобрел контроль в Ferrari и Lancia, через год начал работу завод «АвтоВАЗ» в Тольятти, где была выпущена первая «копейка» — российская версия Fiat 124…
Инвесторы на рынке умение менеджеров Fiat оценили быстро: в первые же минуты торгов 2 января на бирже в Милане акции компании поднялись на 15 процентов.
Совсем всё интересное
lenta.ru/articles/2014/01/02/bigfiat/